Продолжение статьи о работе с фрилансерами. Первая часть тут«Кому доверить работу: фрилансерам или компании»
Где искать исполнителей
Если речь идет об аусторсе и компаниях-провайдерах услуг, то помощь в их поиске окажет Интернет и бизнес-справочники. Найти фрилансеров в справочниках, скорее всего, будет невозможно, но зато в Интернете, помимо обычного поиска, есть специальные биржи фриланса.
Из «отечественных», можно отметить такие биржи, как Free-lance.ru и Weblancer.net; а из зарубежных-международных такие, как oDesk.com и Elance.com. Это — наиболее крупные и популярные биржы. Наравне с ними существует масса небольших сообществ и специализированных форумов.
На большинстве таких бирж, подбирать будущего исполнителя можно по многим параметрам. Например: по отзывам других заказчиков и рейтингам; по списоку выполненных работ и портфолио; по месту проживания и т.п.
Отбор кандидатов проходит почти так же, как и при обычном приеме на работу. Вначале вы знакомитесь с резюме или заявкой, изучаете портфолио. Затем знакомитесь лично (по средствам Интернета), обрисовывая свои потребности специалисту. По его вопросами и ответам можно составить представление о фрилансере, как о работнике.
Важно отметить, что фрилансеры так же будут оценивать вас, перед тем как ответить на вашу заявку, ведь ее можно составить так, что никто и не захочет работать с вами ;) Но это — общираная отдельная тема.
На что обращать внимание при выборе кандидатов
Фрилансеров условно можно разделить на три группы. Первые — это профессиональные фриланесеры и небольшие группы фрилансеров, объедененные в студии; вторые — студенты и начинающие фрилансеры; и третьи — случайные люди, решившие попробовать свои силы, отвлекаясь от основной работы или вообще в поисках себя.
По моему убеждению, хорошим фрилансером-профессионалом может быть лишь тот человек, который уже успел поработать «классическим образом» в обычных компаниях, по своему профилю и имеет не менее двухлетний опыт удаленной работы. Это, зачастую, взрослые люди с устоявшимися взглядами на жизнь. Они стараются следить за качеством своих работ и за хорошие отношения с клиентами, ведь именно их репутация и умения приносят им доход. И доход, нужно сказать, не маленький. Стоимость работ у таких людей может быть значительно выше среднерыночной.
Студенты и начинающие фрилансеры составляют основную массу рынка фриланс-услуг. К сожалению, именно по ним и составляется общее впечатление об удаленных работниках. Поскольку их опыт не так велик, заявленная стоимость работ может быть значительно ниже среднерыночной. А в редких случаях и вовсе бесплатной, за отзывы. Не каждый начинающий фрилансер перерастет в профессионала. Поэтому, гонясь за дешевизной, многие заказчики теряют больше денег, чем работа могла бы стоить у компании-аутсорсера. Работайте с такими людьми, только тогда, когда у вас есть уже большой опыт работы с фрилансерам и вы сможете управлять всеми рисками.
Понять кто есть кто, можно по манере вести диалог; по портфолио и описанию к работам, по уточняющим вопросам, которые вам зададут перед тем, как начать диалог о цене и способах оплаты.
Бриф и техническое задание (ТЗ)
Перед началом работы необходимо обозначить четкие цели проекта. Часто от фрилансеров можно услышать, что заказчик не предоставил ТЗ и постоянно хочет что-то изменить в ходе работы. Действительно, если вы не знаете куда идете, то и с дорогой определиться очень трудно.
Внесение корректив в проект — это абсолютно нормально. Но проект, состоящий из постоянных корректив, превращается во всем ненавистный долгострой. Исполнители, не видя конца своему труду и, соответственно отдаляющуюся, дату оплаты, начинают падать духом. Качество работы ухудшается, а отношения накаляются. Если не принимать мер, то исполнители могут просто «потеряться», оставив вас со своими проблемами один на один и без части бюджета, который уже ушел на аванс.
Чтобы избежать этих проблем, рекомендуется все работы проводить после того, как был утвержден бриф и/или техническое задание.
Бриф — это документ, в котором отражаются цели и задачи проекта, а так же описываются четкие границы проекта: когда его можно считать закрытым и какие виды работ в него входят. Все технические и технологические нюансы предстоящий работ описываются в «Техническом задании» (ТЗ).
В иделае, бриф составляет заказчк, а техническое задание — исполнитель; после чего и заказчик и исполнитель обоюдно согласовывают эти два документа. На практике, случается по-разнаму, что, зачастую, и приводит к массе недорозумений в процессе работы.
Состав ТЗ может быть разным, в зависимости от конкретных условий, но он должен быть достаточно полным, чтобы обеспечить исчерпывающими данными как исполнителя, так и заказчика. Техническое задание составляется в первую очередь для исполнителей, поэтому автором такого документа должен быть профессионал, разбирающийся в предмете. Если в вашей компании некому составить ТЗ, то предоставьте исполнителю бриф проекта, если он сам об этом не попросил. В брифе в свободной форме укажите все то, что вам необходимо. Помните классические правила менеджмента: задачи должны быть исполнимы, измеряемы и иметь временные рамки. На основании такого брифа исполнитель сам создаст ТЗ, согласно которому вы и будете взаимодействовать.
Обсуждение проекта
Определившись с исполнителем и разработав техническое задание, необходимо обговорить условия работы.
В первую очередь, оговариваются сроки проекта в целом и его этапов. Так же оговариваются и периоды оплаты. На практике, оплата обычно происходит в два этапа. Первый — аванс от 30% до 50% от всей суммы. Второй — оплата остальных денег после сдачи проекта. Если проект большой и ресурсоемкий применяют поэтапную схему оплаты. Весь проект делится на этапы (вехи), по достижению которых выплачивается часть гонорара. Впрочем, финансовые взаимозачеты всегда решаются индивидуально.
Во вторую очередь, обсуждают процесс хода работ, контроля и рабочее время. В данном случае, под рабочим временем понимается время, когда заказчик и исполнитель гарантированно будут на связи для решения текущий вопросов.
Немаловажно также оговорить и то, как будет происходить сдача проекта. Говоря терминологией Скрама (ru.wikipedia.org/wiki/Scrum) — договариваются о том, как будет демонстрироваться выполненная работа.
И лишь после всех этих действий можно подписывать бумаги и переходить к запуску проекта.